Центральный федеральный округ 123022, г. Москва, ул. Б.Декабрьская, д.7 стр.3, тел.: +7(495)123-00-23, e-mail: info@сfo.fsrar.ru |
Южный федеральный округ 344068, г. Ростов-на-Дону, пер.Оренбургский, 2а, тел.: +7 (863) 231-25-15, e-mail: info@ufo.fsrar.ru 295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 73, тел.: +7 (3652) 799-000, e-mail: info@kfo.fsrar.ru |
Уральский федеральный округ 620144, г.Екатеринбург, ул.Большакова, д.99а, тел.:+7(343) 295-11-71, e-mail: info@urfo.fsrar.ru |
Северо-Западный федеральный округ 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Маркина, д. 16б, лит. А, тел.: +7(812)401-53-83, e-mail: info@szfo.fsrar.ru |
Северо-Кавказский федеральный округ 357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, д.3, кор. 13, тел.: +7(87934)5-29-29, факс: +7(87934)5-29-28, e-mail: info@skfo.fsrar.ru |
Сибирский федеральный округ 630132, г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина, д. 53, тел:. +7(383)220-00-22, e-mail: info@sfo.fsrar.ru |
Приволжский федеральный округ 603022, г. Нижний Новгород, ул.1-я Оранжерейная д.30, тел.: +7 (831) 431-71-01, e-mail: info@pfo.fsrar.ru |
Дальневосточный федеральный округ 680000 г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 86, тел.: +7(4212)30-42-23, e-mail: info@dfo.fsrar.ru |
Информация актуальна по состоянию на 27 января 2021 года
Принятые сокращения:
Федеральный
закон № 171-ФЗ – Федеральный закон от 22 ноября 1995 г.
№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции»;
технический
регламент ТР ЕАЭС 047/2018 - технический регламент
Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР
ЕАЭС 047/2018), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря
2018 г. № 98;
технический
регламент ТР ТС 021/2011 - технический регламент Таможенного
союза «О безопасности пищевой продукции», принятый решением Комиссии
Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880;
Договор – Договор о Евразийском
экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29 мая 2014 г.;
Решение -
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 апреля
2019 г. № 61 «О переходных положениях технического регламента
Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР
ЕАЭС 047/2018)»;
Союз - Евразийский
экономический союз;
Государства – члены Союза- государства – члены Евразийского экономического союза.
Вопрос 1: Допустимо ли будет после вступления в силу технического
регламента ТР ЕАЭС 047/2018 производить алкогольную продукцию при наличии
действующей декларации о соответствии, принятой до вступления в силу технического
регламента ТР ЕАЭС 047/2018?
Ответ: Подпунктом «а» пункта 1
Решения установлено, что документы об оценке соответствия продукции
обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Союза, или
законодательством государства - члена Союза, выданные или принятые в отношении
продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента
ТР ЕАЭС 047/2018, до дня вступления в силу технического регламента ТР ЕАЭС 047/2018,
действительны до окончания срока их действия, но не позднее 9 января 2024 года.
Также согласно подпункту «в»
пункта 1 Решения установлено, что до 9 января 2024 года допускаются
производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов Союза продукции
в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными актами,
входящими в право Союза, и законодательством государства-члена Союза, при
наличии документов об оценке соответствия продукции указанным обязательным
требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу технического регламента
ТР ЕАЭС 047/2018.
Таким образом, до 9 января
2024 года допускается производство и выпуск в обращение на территориях
государств-членов Союза алкогольной продукции, при наличии действующей
декларации о соответствии, принятой до вступления в силу технического
регламента ТР ЕАЭС 047/2018.
Вопрос 2: Предполагается ли для импортеров, поставщиков и продавцов
алкогольной продукции введение переходного периода, в течение которого
указанные лица смогут осуществлять продажу на территории Российской Федерации
алкогольной продукции, закупленной до вступления в законную силу технического
регламента Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной
продукции», принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 5 декабря 2018 г. № 98 «О техническом регламенте
Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (далее
- ТР ЕАЭС 047/2018), если маркировка такой продукции не соответствует
требованиям ТР ЕАЭС 047/2018?
Ответ: Переходные положения ТР ЕАЭС 047/2018
установлены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 16 апреля 2019 года № 61 «О переходных положениях
технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности
алкогольной продукции» (далее – Решение).
Обращение продукции, выпущенной в
обращение на территориях государств - членов Евразийского экономического союза
в период действия документов об оценке соответствия продукции, указанных в подпункте
«а» пункта 1 Решения, допускается в течение срока годности этой продукции,
установленного ее изготовителем.
Вопрос 3: Имеет ли право поставщик коньяка, произведенного на
территории Республики Армении, осуществлять оборот (хранение, поставки)
алкогольной продукции, содержащей в своём наименовании слово «cognac», если
такая продукция была произведена и/или приобретена поставщиком до вступления в
законную силу ТР ЕАЭС 047/2018?
В
случае, если поставщик коньяка, произведенного на территории Республики Армении,
имеет право осуществлять оборот (хранение, поставки) алкогольной продукции,
содержащей в своём наименовании слово «cognac» и произведенной до вступления в
законную силу ТР ЕАЭС 047/2018, то до какого периода (срока) он имеет
право осуществлять оборот такой продукции?
Ответ: В соответствии с абзацем
вторым подпункта «а» пункта 31 ТР ЕАЭС 047/2018, наименование алкогольной
продукции может быть дополнительно указано буквами латинского алфавита (за
исключением слов «шампанское», «коньяк» и «кальвадос»). Слова «шампанское»,
«коньяк» и «кальвадос» могут быть указаны буквами латинского алфавита только
изготовителями алкогольной продукции соответствующих географических регионов.
Согласно подпункту «в» пункта 1
Решения допускаются производство и выпуск в обращение на территориях
государств-членов Евразийского экономического союза продукции в соответствии с обязательными
требованиями, ранее установленными актами, входящими в право Союза, и
законодательством государства-члена, при наличии документов об оценке
соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или
принятых до дня вступления в силу ТР ЕАЭС 047/2018 (до 9 января 2021 года)
(далее - документы об оценке соответствия продукции).
При этом в соответствии с
подпунктом «а» пункта 1 Решения документы об оценке соответствия продукции
действительны до окончания срока их действия, но не позднее 9 января
2024 года.
Обращение продукции, выпущенной в
обращение на территориях государств-членов в период действия документов об
оценке соответствия продукции, указанных в подпункте «а» пункта 1 Решения,
допускается в течение срока годности этой продукции, установленного ее
изготовителем.
Исходя из изложенного, после
вступления в силу ТР ЕАЭС 047/2018 производство и выпуск в обращение
алкогольной продукции, содержащей в маркировке слово «cognac», допускается
только при наличии документов об оценке соответствия продукции (в том числе
деклараций о соответствии), выданных или принятых до 9 января 2021 года.
При этом производство и выпуск в
обращение такой продукции может осуществляться не позднее 9 января 2024 года, а
обращение (оборот) такой продукции допускается в течение срока годности этой
продукции, установленного ее изготовителем.
Вопрос 4: Необходимо ли переоформлять действующую лицензию у
организации, в случае изменения вида продукции в связи с вступлением в силу
технического регламента ТР ЕАЭС 047/2018 (если алкогольная продукция станет
относиться к другой категории)?
Ответ: До вступления в силу
технического регламента ТР ЕАЭС 047/2018 не запрещено осуществлять деятельность
по производству алкогольной продукции по имеющейся у организации лицензии.
Вступающий в действие с
9 января 2021 года технический регламент ТР ЕАЭС 047/2018
устанавливает обязательные для применения и исполнения на территориях государств
- членов Союза требования к алкогольной продукции, выпускаемой в обращение на
территориях государств-членов Союза, связанные с ними требования к процессам
производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации,
а также требования к маркировке и упаковке алкогольной продукции для
обеспечения ее свободного перемещения (пункт 1 технического регламента ТР ЕАЭС
047/2018).
Основные понятия, используемые в техническом
регламенте ТР ЕАЭС 047/2018, установлены разделом II технического регламента ТР
ЕАЭС 047/2018.
Пунктом 19 статьи 19 Федерального
закона № 171-ФЗ установлено, что в лицензии указывается, в числе прочего, вид
продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 Федерального закона №
171-ФЗ.
Изменение указанных в лицензии
сведений (в том числе о виде продукции) влечет переоформление лицензии на
основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих
указанные изменения (пункт 12 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ).
Согласно пункту 13 статьи 19
Федерального закона № 171-ФЗ заявление о переоформлении лицензии подается в
лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств,
вызвавших необходимость переоформления лицензии, при этом уплачивается
государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 94 пункта 1 статьи
333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
С формой заявления о
переоформлении лицензии, реквизитами уплаты государственной пошлины, ее
размерами можно ознакомиться на официальном сайте Росалкогольрегулирования:
www.fsrar.ru в разделе «Лицензирование».
Вопрос 5: Каким национальным (государственным) стандартам должна соответствовать
алкогольная продукция после вступления в силу технического регламента ТР ЕАЭС
047/2018?
Ответ: Пунктом 40 технического регламента
ТР ЕАЭС 047/2018 предусмотрено, что соответствие алкогольной продукции
техническому регламенту ТР ЕАЭС 047/2018 обеспечивается путем выполнения его требований
непосредственно либо путем выполнения требований стандартов, включенных в
перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в
случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате
применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований
технического регламента, и требований технических регламентов Союза
(Таможенного союза), действие которых распространяется на алкогольную
продукцию.
В соответствии с пунктом 4
Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического
союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая
2014 года) и в соответствии с пунктом 40 технического регламента ТР ЕАЭС
047/2018 подготовлен проект перечня международных и региональных
(межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных
(государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной
основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента ТР ЕАЭС
047/2018.
Указанный проект перечня в
настоящее время находится на межведомственном согласовании.
Вопрос 6: Каким образом осуществляется экспорт алкогольной
продукции за пределы территорий государств-членов Союза?
Ответ: Подпунктом «г» пункта 4
раздела I технического
регламента ТР ЕАЭС 047/2018 установлено, что его действие не распространяется
на алкогольную продукцию, поставляемую на экспорт по внешнеторговым договорам
за пределы территорий государств-членов Союза.
Требования к вывозу (экспорту)
алкогольной продукции определены статьей 13 Федерального закона № 171-ФЗ,
которая устанавливает, в том числе, что вывоз из Российской Федерации
алкогольной продукции осуществляется организациями в порядке, установленном
правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле,
с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом № 171-ФЗ.
Вопрос 7: Допускается ли после вступления в силу технического
регламента ТР ЕАЭС 047/2018 использование ароматизаторов при производстве
алкогольной продукции?
Ответ: В соответствии с пунктом
16 раздела V «Требования безопасности к алкогольной продукции» технического
регламента ТР ЕАЭС 047/2018 допускается наличие в алкогольной продукции
натуральных ароматизаторов (натуральных вкусоароматических веществ и
препаратов), определенных техническим регламентом Таможенного союза «Требования
безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных
средств» (ТР ТС 029/2012), принятого Решением Совета Евразийской экономической
комиссии от 20 июля 2012 г. № 58.
Исходя из смысла указанного положения
технического регламента ТР ЕАЭС 047/2018, при производстве алкогольной
продукции допускается добавление только натуральных ароматизаторов.
Дополнительно сообщаем, что в
настоящее время обсуждается вопрос о внесении поправок в технический регламент ТР ЕАЭС
047/2018 и об определении уполномоченного федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего контроль и надзор за соблюдением его требований.
Вопрос 8: Достаточно ли в целях ввоза и реализации на территории
Российской Федерации импортной алкогольной продукции импортеру провести оценку соответствия
ввозимой продукции на соответствие требованиям безопасности, установленным
техническим регламентом ТР ТС 021/2011?
Ответ: В соответствии со статьёй 53 Договора продукция, в
отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические
регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что
она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим
регламентом Союза (техническими регламентами Союза).
Согласно статьи 51 Договора, а
также пункту 3 Протокола о техническом регулировании в рамках Союза (Приложение
№ 9 к Договору) (далее – Протокол) обязательные требования к объектам
технического регулирования устанавливаются в технических регламентах Союза.
Статьёй 52 Договора установлено,
что технические регламенты Союза принимаются не только в целях безопасности
(защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и
(или) здоровья животных и растений), но в том числе и в целях предупреждения
действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Аналогичные положения установлены
и положениями технического регламента ТР ТС 021/2011.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи
5 технического регламента ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в
обращение на рынке при ее соответствии техническому регламенту, а также иным
техническим регламентам Союза, действие которых на нее распространяется.
При этом согласно положениям
технического регламента ТР ТС 021/2011, указанный регламент устанавливает к
объектам технического регулирования не только требования безопасности (включая
санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные), но и требования к
процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования),
реализации и утилизации пищевой продукции.
Кроме того, при применении
технического регламента ТР ТС 021/2011 должны учитываться требования к пищевой
продукции в части ее маркировки, материалам упаковки, изделий и оборудования
для производства пищевой продукции, контактирующим с пищевой продукцией,
установленные соответствующими техническими регламентами Союза.
Таким образом, оценка
соответствия выпускаемой в обращение на территории государств - членов Союза, в
том числе и Российской Федерации, должна проводиться на соответствие всем
требованиям технического регламента, а также иным техническим регламентам Союза,
действие которых на неё распространяется.
Согласно положениям Договора в
целях выполнения требований технического регламента Союза утверждается перечень
международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их
отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения
которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований
технического регламента Союза (далее – Перечень).
Согласно Протоколу применение на
добровольной основе соответствующих стандартов, включенных в Перечень, является
достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического
регламента Союза.
Необходимо обратить внимание, что
согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии от 30 октября 2020 г.
№ 102 «О внесении изменения в Решение Совета Евразийской экономической комиссии
от 5 декабря 2018 г. № 98» технический регламент ТР ЕАЭС 047/2018 вступает в
силу с 1 января 2022 года.
При этом согласно пункту 3
Протокола, для объектов технического регулирования, в отношении которых не
вступили в силу технические регламенты Союза, действуют нормы законодательства
государств-членов или актов Евразийской экономической комиссии.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального
закона № 171-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции
осуществляется организациями в порядке, установленном правом Союза и (или)
законодательством Российской Федерации о таможенном деле, с соблюдением
требований, предусмотренных Федеральным законом № 171-ФЗ.
При этом согласно пункту 3
указанной статьи Федерального закона № 171-ФЗ качество ввозимой в
Российскую Федерацию алкогольной продукции должно быть не ниже качества
алкогольной продукции, предусмотренного национальными стандартами, техническими
условиями в области производства и оборота алкогольной продукции.
Исходя из изложенного полагаем,
что ввозимая в Российскую Федерацию алкогольная продукция должна
соответствовать как требованиям технических регламентов Союза, действие которых
на неё распространяется, так и требованиям законодательства Российской
Федерации, в том числе межгосударственным и национальным стандартам.
Все поля обязательны к заполнению.